Нейрофизиологическая незрелость головного мозга у ребенка что это

Нейрофизиологическая незрелость головного мозга у ребенка что это

Нейрофизиологическая незрелость головного мозга у ребенка что это

Гиперактивные дети

Что делать, если ребенок постоянно находится в движении (кажется, что к нему «подключен моторчик»)? А если он постоянно отвлекается на уроках и не может долго сидеть, выполняя домашние задания? Это вариант нормы или проявление заболевания?

 К сожалению, такая картина часто свидетельствует о наличии заболевания, которое называется синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что ребенку трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью.

С 60-х годов ХХ века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга). С 1980-х годов в Международной классификации болезней (МКБ) СДВГ начали выделять как самостоятельное заболевание.

Дети и подростки, страдающие СДВГ, отличаются неусидчивостью, отвлекаемостью, гиперактивностью, импульсивностью. СДВГ представляет большую социальную проблему, так как встречается у достаточно большого количества детей в популяции и ведет к значительным нарушениям социальной адаптации.

Например, известно, что дети и подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию алкоголизма и наркомании. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание встречается у 5–10% детей в популяции. СДВГ в 4–5 раз чаще бывает у мальчиков.

В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, неблагоприятные факторы во время беременности и родов.

Вопреки бытующему у многих пациентов и некоторых врачей мнению, важно отметить, что травмы шейного отдела позвоночника, экологические факторы не играют роли в происхождении этого заболевания.

В дошкольном возрасте основное проявление СДВГ — гиперактивность. В тяжелых случаях избыточная двигательная активность принимает характер расторможенности. Возникновение основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту.

В этом возрасте проявляется проблема с сохранением внимания, или способностью продолжать выполнение задания до победного конца. После поступления ребенка в школу проблемы возрастают.

Описанные выше признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.

В 25–50% случаев гиперактивные дети «перерастают» заболевание. В 30–70% случаев симптомы СДВГ переходят и в подростковый и взрослый возраст. В таких ситуациях зачастую отмечается асоциальное поведение.

Родителям детей, страдающих СДВГ, рекомендуется обратиться к врачу-неврологу, лучше в специализированный центр, где можно провести комплексное обследование, включающее электроэнцефалограмму и специальные психофизиологические тесты. Например, в нашем центре мы объективно определяем степень нарушения у ребенка и отделяем «настоящие» проявления СДВГ от проблем, вызванных дефектами воспитания.

Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать лишь строго по назначению врача.

 Безусловным фактором улучшения выступает создание позитивной модели отношения к ребенку. Мы рекомендуем говорить не столько о наказании, сколько об отсутствии поощрения: то есть не «кнут и пряник», а «пряник и отсутствие пряника».

Родители должны сформировать систему поощрений. В качестве «пряника» могут выступать походы в кафе, компьютерные игры, просмотр телепередач, карманные деньги и т. д. Важно убедить родителей, что в сложившейся ситуации ребенок не виноват.

Кроме этого, комплекс вины не должен сформироваться и у родителей.

При встрече врач знакомит родителей с общими принципами воспитания детей с СДВГ, обучает техникам, позволяющим изменять поведение ребенка.

Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Поэтому рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СДВГ четко, ясно, кратко и наглядно.

Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности.

Существует еще один способ лечения СДВГ — метод биологической обратной связи,позволяющий с помощью компьютерной техники мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание.

Суть метода заключается в том, что к голове ребенка крепятся электроды, посредством которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, отображающаяся на экране компьютера.

В игровой форме «усилием воли» ребенку предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (она тоже отображается на экране).

Основная задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы запомнить такое «нормальное» состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию. Но применять данное лечение у детей можно только начиная с 8–9 лет: маленьким детям трудно понять, что именно от них требуется.

Для лечения гиперактивных детей младшего возраста (начиная с 3 лет) применяется воздействие слабого электрического тока на определенные зоны мозга — транскраниальная микрополяризация.Этот метод активизирует функциональные резервы мозга. После такого лечения отмечается значительное снижение невнимательности (повышение внимания), снижение гиперактивности, снижение показателей импульсивности. Очень широко данный метод применяется при лечении задержек психического и психоречевого развития, так как он позволяет уменьшить функциональную незрелость головного мозга.

 
Source: www.spbnevrolog.ru

Источник: https://detki.shukshin-net.ru/nejrofiziologicheskaja-nezrelost-golovnogo-mozga-u-rebenka-chto-jeto/

Незрелость головного мозга, или «горе от ума»

Нейрофизиологическая незрелость головного мозга у ребенка что это

Довольно часто можно увидеть такой диагноз, как «незрелость головного мозга». Причем, если вы откроете учебники по неврологии, психиатрии, реабилитации инвалидов, по наследственным заболеваниям – то там вы такого диагноза не найдете.

Есть ли диагноз незрелость головного мозга?

В МКБ-10 есть многое.

Вы наткнетесь на системные атрофии, на врожденную умственную отсталость, или олигофрению, от дебильности до идиотии, на перинатальные поражения центральной нервной системы, или даже на загадочную лиссэнцефалию, которая является сглаживанием борозд головного мозга. Но такого понятия, как незрелость головного мозга у детей, а тем более такого диагноза, вы там не найдёте.

Но существует официальная международная классификация болезней 10-го пересмотра, согласно которой каждый прием врача, как амбулаторно, так и стационарное ведение пациентов, от роддома и до последнего вздоха кодируется особым буквенно-цифровым обозначением, или кодом.

Просмотрев все разделы, от онкологии до паразитарных инвазий, и от нервных болезней до травм, вы также не найдете такого диагноза, как «незрелость коры головного мозга»

В чем же дело?

Озабоченность родителей

Если мы не нашли про этот диагноз ничего официального, давайте обратимся к рунету – русскоязычному сегменту интернета, в котором и «муссируется» эта загадочная «незрелость коры головного мозга ребенка». Вы думаете, этот диагноз фигурирует в медицинских интернет – изданиях, обсуждается на консилиумах специалистов, и известные врачи-неврологи серьезно обсуждают его особенности?

Вовсе не так. Все, что можно о нем прочитать, не выходит за пределы форумов взволнованных мам, и ситуация вполне ординарная: «Я пришла из поликлиники (кабинета УЗИ) сегодня в шоке (в истерике, на ватных ногах). Мне (нам) сказали, что у моей дочи (сыночка, внучки) признаки незрелости головного мозга. Девочки (подружки, люди), скажите мне, что это такое и КАК НАМ С ЭТИМ ДАЛЬШЕ ЖИТЬ.

В этих чатах плещется непонятная волна совершенно неясного диагноза, и при этом никому не приходит в голову, что ребенок – и есть незрелое существо. Его задача – расти и развиваться.

Почему – то никто из мам на сайте не напишет, например, про всем известную врожденную умственную отсталость, то есть олигофрению, например, следующее: «Девочки, у моего сына 11 лет плохая успеваемость, замедленное развитие, нас перевели в спецшколу, длительно лечимся у психиатра и логопеда, наконец, провели тесты, проверили память, внимание, умственные способности и сказали: ваш сын дебильный…».

Представили? То-то и оно, что так никто не напишет, а если и напишет, то получит ответ: «Сочувствуем. Ну, теперь не всем академиками быть, вахтёры тоже нужны…».

Понятно, почему такой диагноз никого не шокирует: потому что для олигофрении все давно предусмотрено: и критерии диагноза, и симптоматика, и причины, и средства реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых. Одним словом – это известная и печальная тема.

Другое дело – непонятная и страшная «незрелость коры головного мозга ребенка».

Может ли быть незрелой кора головного мозга

Всем известно, что именно кора головного мозга – это то, что отличает человека от обезьяны.

Кора – это эмоции, абстрактное мышление, уровень коммуникации, словарный запас, склонность к анализу, мелкие моторные навыки, поведение, темперамент, характер. Кора – это то, что делает нас личностью.

И естественно, что говорить о признаках незрелости коры головного мозга нужно не у малыша, или, тем более, новорожденного, а у взрослого и сформировавшегося человека.

Мы знаем, что иногда и взрослые совершают дурацкие поступки, а в иных ситуациях проявляют то, что вполне определенно можно назвать «функциональной незрелостью головного мозга». Например, бросают семью и гоняются за очередной «юбкой». Но почему – то никто не выставляет такой «диагноз» взрослым.

Удивительно, не правда ли? Казалось бы, после этапа полового созревания, когда формирование человека закончено, можно вполне разграничить норму и патологию, но такого диагноза не ставят и взрослым.

Есть шизофрения, биполярное расстройство, посттравматическая энцефалопатия, эпилептоидная и истероидная психопатия и масса других, но совершенно конкретных диагнозов, которые разграничивают норму и болезнь в неврологии и психиатрии.

Но почему – то такой странный диагноз «незрелости» ставится исключительно малышам, и исключительно в российских поликлиниках.

Конечно, у детей тоже многое что имеется, например, синдром гипервозбудимости, дефицита внимания, или даже аутизм. Но все это состояния, имеющие под собой научную базу, десятилетия наблюдений специалистов, рекомендации по лечению и, тем более, по постановке диагноза. В чем же причина? И почему «последствиями незрелости головного мозга» пугают именно наших мам?

Почему же ставят этот диагноз?

Все дело в том, что этот нелепый диагноз ставят не те специалисты, которые серьезно изучают мозг и видят его. Так, например, в заключении  МРТ головного мозга можно найти гидроцефалию, наличие кист, атрофию коры, сглаженность борозд и массу других морфологических и конкретных отклонений.

А «признаки незрелости структур головного мозга» видят или при исследовании мозга через родничок, то есть при выполнении нейросонографии, или детские неврологи на основании пары – тройки отклонений в найденных рефлексах.

Но глубокое знание детской неврологии осталось только у пожилых профессоров, которые посвятили ей всю жизнь, и, кстати, такую глупость они вам никогда не назовут в качестве диагноза.

Так что считайте это сложной и важной формулировкой более простого ответа: «я не знаю, что с вашим ребенком, вроде какие-то отклонения от нормы есть, а может, и нет, просто я не знаю, как разбираться, да и некогда мне».

И теперь все встает на свои места. Вместо того чтобы прийти к детскому психологу, специалисту по развитию детей дошкольного возраста, валят толпы мам к детскому неврологу, который  работает в три смены в районной поликлинике. Просто расписаться в своем бессилии и нехватке времени нехорошо, а сказать что – то надо…

И, вместо заключения, простой совет.

Если в следующий раз вы услышите подобный диагноз, то не позабудьте вежливо, но настойчиво, спросить у врача, какой код у этого диагноза в МКБ-10 (так как любой диагноз должен кодироваться), и, во-вторых, на основании каких симптомов и синдромов, без участия психолога, психиатра был выставлен такой всеобъемлющий диагноз. После этого улыбайтесь, и не верьте сказкам. На самом деле, «незрелость коры» вовсе не у ребенка, а у того, кто вам это сказал.

Источник: http://vekzdorov.info/nezrelost-golovnogo-mozga-ili-gore-ot-uma.html

Незрелость головного мозга у новорожденных детей

Нейрофизиологическая незрелость головного мозга у ребенка что это

Эмбриональное развитие мозговых структур достаточно сложный процесс и проходит в несколько этапов. Незрелость головного мозга у новорожденных как патология, обусловлена влиянием негативных факторов во время внутриутробного развития или в результате сложного родоразрешения.

Что такое незрелость головного мозга?

Незрелость головного мозга у детей явление не редкое, поскольку после рождения ЦНС продолжает свое развитие, усложняя нейронные связи для выполнения высших психических функций (интеллект, моторика, мышление, речь). Такого диагноза не существует в международной классификации болезней.

У новорожденного незрелость мозговых структур не относится к патологии. Кора больших полушарий совершенствует свое развитие на каждом этапе возрастной периодизации ребенка, и завершение процесса происходит после полового созревания.

Незрелость мозговых структур – термин, которым любят апеллировать врачи. Данное выражение родители могут услышать от невропатолога при прохождении плановой диспансеризации с ребенком. Его значение довольно двоякое. С одной стороны, врач может иметь в виду незрелость, как вариант нормы для грудного ребенка – нескоординированность движений, мышечный тонус, недостаточно сфокусированный взгляд.

С другой стороны, речь идет уже о патологии и функциональных нарушениях. Если выявлены неврологические отклонения, то необходимо пройти обследование. Постановка любого диагноза на основании физикального осмотра, является неправомочной.

Как диагностируется

Незрелость коры головного мозга у ребенка, и возможные функциональные нарушения, исследуют при помощи различных методик. У новорожденных первым диагностическим тестом является суммарная оценка (от о до 10 баллов) состояния в первые минуты жизни – шкала Апгар.

Низкий балл (5 или менее) предполагает более тщательное наблюдение за ребенком и дополнительные методы диагностики.

Незрелость мозга и повреждение ЦНС может проявиться в более позднем возрасте, для детей от 3 лет и старше, показанием для диагностики являются различные отклонения в развитии (речевое, психическое, физическое).

Методы диагностики

  1. ЭЭГ – регистрирует активность мозговых структур и позволяет проанализировать степень зрелости нейронов, учитывая возрастные особенности.

    Для детей до 1 года, данный метод позволяет оценить все участки мозга и выявить патологию (через большой родничок);

  2. МРТ – позволяет оценить общее состояние тканей, функциональные нарушения и локализацию патологии;
  3. Нейросонография – ультразвуковые волны позволяют визуализировать мозговые структуры и сосудистую сеть.

    Возможно, выявить патологию на ранней стадии и врожденные аномалии.

Выявление дисфункции мозга на ранней стадии позволяет своевременно провести необходимую терапию и избежать тяжелых последствий.

Возможные нарушения и причины

Нейрофизиологическая незрелость, часто наблюдается у недоношенных детей, УЗ исследование фиксирует недоразвитость мозговых структур. Нарушения и задержка в развитии зависят от степени недоношенности и индивидуальных компенсаторных возможностей организма.

Врожденные аномалии мозга не связаны с возрастными особенностями и приводят к умственной отсталости, или нарушению интеллектуальных возможностей ребенка.

Причины дисфункции:

  • Патологическая беременность – инфекционные заболевания во время вынашивания поражают мозговые клетки, вызывая энцефалит, что приводит к задержке психического развития и умственной отсталости;
  • Хроническая внутриутробная гипоксия плода или острая, вследствие тяжелых родов – приводит к функциональным нарушениям мозга и неврологическим расстройствам. Длительная нехватка кислорода опасна появлением очагов некроза в мозговых структурах;
  • Травмы черепа в родах – повреждение тканей приводит к кровоизлиянию, нарушения мозговой деятельности зависит от тяжести травмы.

Морфофункциональная незрелость коры присуща всем новорожденным, вследствие чего наблюдается повышенная возбудимость и тонус мышц. При отсутствии патологий, возбудимость ко второму месяцу жизни становится как у взрослого человека.

Последствия и лечение

Диагноз, поставленный неврологом – незрелость головного мозга, для новорожденного без патологии мозговых структур, не нуждается в коррекции и последствий никаких не несет.

Если обнаружена патология, или аномалия развития мозговых структур, последствия зависят от тяжести заболевания и своевременной терапии. Тяжелые черепно-мозговые травмы, или острая гипоксия могут привести к инвалидизации, или летальному исходу.

Консервативная терапия проводится после постановки точного диагноза и направлена на снятие патологической симптоматики, а так же максимальное восстановление функционирования мозга.

Общие принципы комплексного лечения:

  • Медикаментозная терапия;
  • Массаж;
  • Лечебная физкультура;
  • Физиотерапия.

Для детей от 3 лет, показаны так же занятия с логопедом и психокоррекция, посредством различных психологических методик.

Созревание мозговых структур длительный и индивидуальный процесс, который определяет специфику его функционирования в различных возрастных периодах.

Если возникли сомнения, или присутствуют явные нарушения психомоторного развития – это повод обратится к невропатологу и пройти комплексное обследование.

Источник: https://GolovaiMozg.ru/deti/nezrelost-golovnogo-mozga-u-novorozhdennyh-detej

Незрелость коры головного мозга ребенка лечение

Нейрофизиологическая незрелость головного мозга у ребенка что это

Эмбриональное развитие мозговых структур достаточно сложный процесс и проходит в несколько этапов. Незрелость головного мозга у новорожденных как патология, обусловлена влиянием негативных факторов во время внутриутробного развития или в результате сложного родоразрешения.

Незрелость коры головного мозга

Диагноз – Незрелость коры головного мозга. Что это значит в физиологическом и социальном планах. Как она (кора) созревает и от чего ее созревание зависит? Она (кора) обязательно созреет? Мальчику сейчас 3 года.

С рождения Мишутка спит довольно беспокойно (только первые 2 недели он спал нормально), но я это списывала то на нехватку молока и то на зависимость от «приложиться к тите» (просыпался до 8 раз за ночь). Перестала кормить в 1 год и 3 месяца, без груди спать лучше не стал. Довольно рано начал говорить. В 1 год и 8 месяцев пошел в сад, был там самым маленьким, но самым говоруном.

Еще до 2-х лет знал много стишков и стихов. Сейчас почти не рассказывает стихов, которые и знал, а сочиняет слова («абракадабру») и складывает их в стихи. Рассуждает довольно по-взрослому, любит поговорить на общие темы. При этом, бывают состояния, когда заводится капризом и не может успокоиться. «Придумывает» невыполнимые просьбы.

Например: дай мне кашу, которую Маша съела…

У невролога мы наблюдались с диагнозом «нарушение сна», а сейчас вот установили « незрелость коры»…

Источник: https://bionda.ru/lechenie-mozga/nezrelost-kory-golovnogo-mozga-rebenka-lechenie.html

Советы врачей
Добавить комментарий