Незрелость нервной системы у ребенка

Содержание
  1. Как укрепить нервную систему и психику ребенка: воспитание
  2. Расстройства нервной системы у детей: причины и методы лечения
  3. Симптомы нервного расстройства у ребенка
  4. Причины нервного расстройства у детей
  5. Виды неврозов в детском возрасте
  6. К кому обратиться
  7. Лечение
  8. Препараты
  9. Семейная психотерапия
  10. Народная медицина
  11. Профилактика
  12. 8 «опасных неврологических симптомов», которые на самом деле — норма
  13. Синдром гипервозбудимости у малыша до года – в чем его опасность?
  14. Что такое синдром гипервозбудимости
  15. Причины
  16. Симптомы
  17. В чем опасность синдрома гипервозбудимости
  18. Признаки неврологии у грудничков: симптоматика заболеваний, на что обратить внимание
  19. Особенности детской нервной системы
  20. Основные рефлексы новорожденных
  21. Симптомы неврологии у грудничков
  22. Причины развития патологи
  23. Основные виды заболеваний
  24. Когда можно заметить нарушения
  25. К чему приводит промедление
  26. Невролог для грудничка
  27. При достижении одного месяца
  28. При достижении трех месяцев
  29. В полугодовалом возрасте
  30. Дети постарше
  31. Диагностика заболевания у грудных малышей

Как укрепить нервную систему и психику ребенка: воспитание

Незрелость нервной системы у ребенка

Нервная система – является ведущей физиологической системой организма.

Нервно-психическое развитие (НПР) — это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка.На момент рождения нервная система детей имеет данную характеристику:

К моменту рождения у здорового доношенного новорожденного ребенка достаточно хорошо развиты спинной, продолговатый мозг, ствол, гипоталамус. С этими образованиями связаны центры жизнеобеспечения. Они обеспечивают жизнедеятельность, выживаемость новорожденного, процессы адаптации к окружающей среде.

К рождению головной мозг является наиболее развитым органом. У новорожденного масса мозга составляет 1/8-1/9 массы тела, к концу первого года жизни она увеличивается в 2 раза и равна 1/11 и 1/12 массы тела, в 5 лет составляет 1/13-1/14, в 18-20 лет – 1/40 массы тела. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину.

Мелких борозд мало, они появляются только в первые годы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, а затылочной больше, чем у взрослого. Боковые желудочки относительно велики, растянуты. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем рост позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху.

Шейное и спинное утолщения начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Для мозговой ткани ребенка характерна значительная васкуляризация, особенно серого вещества. Одновременно отток крови из мозговой ткани слабый, поэтому в нем чаще накапливаются токсические вещества. Мозговая ткань более богата белковыми веществами.

С возрастом количество белка снижается с 46% до 27%. К рождению количество зрелых нейроцитов, которые потом войдут в состав коры головного мозга, составляет 25% от общего количества клеток.

Одновременно имеется гистологическая незрелость нервных клеток к рождению ребенка: они овальной формы, с одним аксоном, в ядрах есть зернистость, нет дендритов.

К моменту рождения относительно незрелы кора головного мозга, в разной степени дифференцированы подкорковые двигательные центры (при достаточно зрелой таламо-паллидарной системе слабо развито полосатое ядро), не закончена миелинизация пирамидных путей. Мозжечок развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздами.

Недоразвитие коры и превалирующее влияние подкорки сказывается на поведении ребенка. Недоразвитие коры, полосатого ядра, пирамидных путей делает невозможными произвольные движения, слуховое, зрительное сосредоточение. Доминирующее влияние таламо-паллидарной системы объясняет характер движений новорожденного.

У новорожденного непроизвольные медленные движения носят массовый генерализованный характер при общей ригидности мускулатуры, которая проявляется физиологической гипертонией сгибателей конечностей. Движения новорожденного ограниченные, хаотичные, беспорядочные, атетозоподобные.

Тремор и физиологический мышечный гипертонус постепенно угасают после первого месяца жизни.

Превалирующая активность подкорковых центров при слабом влиянии коры проявляется комплексом врожденных безусловных рефлексов (ВБР) новорожденного, в основе которых лежат три: пищевой, оборонительный, ориентировочный. Эти рефлексы орального и спинального автоматизма отражают зрелость нервной системы новорожденного ребенка.

Формирование условных рефлексов идет после рождения и связано с пищевой доминантой.

Развитие нервной системы продолжается после рождения вплоть до пубертатного периода. Наиболее интенсивные рост и развитие головного мозга наблюдаются в первые два года жизни.

В первом полугодии заканчивается дифференцировка полосатого ядра, пирамидных путей. В связи с этим исчезает ригидность мышц, спонтанные движения заменяются произвольными.

Мозжечок интенсивно растет и развивается во втором полугодии, его развитие заканчивается к двум годам. С развитием мозжечка формируется координация движений.

Первым критерием НПР ребенка является развитие произвольных координированных движений.

Уровни организации движений по Н.А. Бернштейну.

  1. Спинальный уровень – на 7 неделе внутриутробного развития начинается формирование рефлекторных дуг на уровне 1 сегмента спинного мозга. Проявляется сокращением мышц в ответ на раздражение кожи.
  2. Руброспинальный уровень – в рефлекторные дуги включается красное ядро, благодаря чему обеспечивается регуляция мышечного тонуса и моторики туловища.
  3. Таламопаллидарный уровень – со второй половины беременности происходит образование ряда подкорковых структур двигательного анализатора, интегрирующих деятельность экстрапирамидной системы. Этот уровень характеризует двигательный арсенал ребенка первых 3-5 месяцев жизни. Он включает рудиментарные рефлексы, формирующиеся позотонические рефлексы и хаотические движения новорожденного ребенка.
  4. Пирамидностриарный уровень – определяется включением в регуляцию полосатого тела с его разнообразными связями, в том числе и с корой головного мозга. Движения этого уровня — основные крупные произвольные движения, формирующиеся на 1–2 годах жизни.
  5. Кортикальный, теменно – премоторный уровень – развитие тонких движений с 10–11 месяцев, совершенствование двигательных навыков в течение всей жизни человека.

Рост коры осуществляется, в основном, за счет развития лобной, теменной, височной областей. Пролиферация нейронов продолжается до года. Наиболее интенсивное развитие нейронов отмечается на 2-3 месяце. Это определяет психоэмоциональное, сенсорное развитие ребенка (улыбка, смех, плач со слезами, комплекс оживления, гуление, узнавание своих и чужих).

Второй критерий НПР – психоэмоциональное и сенсорное развитие.

Различные области и поля коры заканчивают развитие в разные сроки. Центры движения, слуха, зрения созревают к 4-7 годам. Лобная и теменная области окончательно созревают к 12 годам.

Завершение миелинизации проводящих путей достигается только к 3-5 годам постнатального развития. Незавершенность процесса миелинизации нервных волокон определяет относительно низкую скорость проведения возбуждения по ним.

Окончательное созревание проводимости достигается в 10-12 лет.

Развитие сенсорной сферы. Болевая чувствительность – рецепторы болевой чувствительности появляются на 3 месяце внутриутробной жизни, однако болевой порог чувствительности у новорожденных значительно выше, чем у взрослых и детей старшего возраста. Реакции ребенка на болевой раздражитель носят сначала общий генерализованный характер, и только через несколько месяцев возникают местные реакции.

Тактильная чувствительность – возникает на 5–6 неделе внутриутробного развития исключительно в периоральной области и к 11–12 неделям распространяется на всю поверхность кожи плода.

Терморецепция новорожденного ребенка морфологически и функционально зрелая. Холодовых рецепторов почти в 10 раз больше, чем тепловых. Расположены рецепторы неравномерно. Чувствительность ребенка к охлаждению существенно выше, чем к перегреванию.

Глаза новорожденного ребенка относительно большие, их соотношение к массе тела у новорожденного в 3,5 раза больше, чем у взрослого. С ростом глаза происходит изменение рефракции.

В первые дни после рождения ребёнок открывает глаза на короткое время, но у него к моменту рождения не сформирована система синхронного открывания обоих глаз. Рефлекторное смыкание век при приближении к глазу какого-либо предмета отсутствует.

Асимметрия движения глаз исчезает на третьей неделе жизни ребёнка.

В первые часы и дни жизни детям свойственна гиперметропия (дальнозоркость), с годами ее степень уменьшается. Также для новорожденного ребенка характерна умеренная фотофобия, физиологический нистагм.Зрачковая реакция у новорожденного наблюдается как прямая, так и содружественная, то есть при освещении одного глаза суживаются зрачки обоих глаз.

С 2 недель появляется секреция слезных желез, а с 12 недель слезный аппарат участвует в эмоциональной реакции. В 2 недели возникает преходящая фиксация взора, обычно монокулярная, постепенно она развивается и в 3 месяца ребенок устойчиво бинокулярно фиксирует взглядом неподвижные предметы и прослеживает движущиеся.

К 6 месяцам повышается острота зрения, ребенок хорошо видит не только крупные, но и мелкие предметы.

Источник: https://NarkoPro.ru/preparaty/nezrelost-nervnoj-sistemy-u-rebenka.html

Расстройства нервной системы у детей: причины и методы лечения

Незрелость нервной системы у ребенка

Статья подготовлена при поддержке развивающего центра для детей – London Express Junior.

Нервные расстройства у детей в современном мире возникают все чаще и чаще.

Это связано с различными факторами: большими нагрузками, которые получают дети в учебных учреждениях, недостаточной взаимосвязью с родителями, которые заняты на работе, высокими планками, которые ставит общество.

Важно вовремя распознать тревожные признаки и начать работу с ребенком. В противном случае, это может привести к серьезным проблемам с психикой в будущем.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

Нервные заболевания могут проявляться в любом возрасте, но повышенный риск приходится на периоды возрастных кризов:

  • 3-4 года;
  • 6-7 лет;
  • 13-18 лет.

В младшем возрасте ребенок не всегда может рассказать, что его беспокоит. В этот период родителей должны насторожить  такие нехарактерные  признаки, как:

  • Частые капризы и состояние раздражительности;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная эмоциональность и ранимость;
  • Упрямство и протесты;
  • Ощущение постоянной напряженности и дискомфорта;
  • Замкнутость.

Ребенок может начать испытывать трудности с речью, даже, если до этого времени он имел хороший словарный запас. Он также может начать проявлять интерес в каком-то определенном направлении: играть только с одной игрушкой, читать только одну книгу, рисовать одни и те же фигуры.

Причем его игры становятся для него настоящей реальностью, поэтому родители могут заметить, как сильно ребенок увлечен в это время. Он может много фантазировать и действительно верить в свои фантазии.

При подобных симптомах, рекомендуется пройти психологическую диагностику у детского психолога, особенно актуально это будет сделать за год до школы.

Когда ребенок посещает школу, у него могут дополнительно проявляться такие признаки, как:

  • Снижение аппетита;
  • Нарушение сна;
  • Головокружения;
  • Частые переутомления.

Стресс, плохой аппетит и нарушения сна в первую очередь снижают успеваемость в школе

Ребенку сложно концентрироваться и осуществлять умственную деятельность в полной мере.

Симптомы нервного расстройства у детей-подростков имеют наиболее серьезный характер. Неустойчивая психика в этот период приводит к тому, что у них могут наблюдаться:

  • Импульсивность. Даже мелочи могут вывести их из себя;
  • Чувство постоянной тревоги и страха;
  • Опасение окружающих людей;
  • Ненависть к себе. Нередко подростки испытывают неприязнь к своему же внешнему виду;
  • Частая бессонница;
  • Галлюцинации.

Из физиологических проявлений могут отмечаться сильные головные боли, нарушенное давление, признаки астмы и прочее. Самое страшное, что при отсутствии своевременного лечения, нарушенная психика может стать причиной возникновения суицидальных мыслей.

Причины нервного расстройства у детей

Нервно-психические расстройства у детей могут иметь различные корни. В некоторых случаях к этому имеется генетическая предрасположенность, но не всегда.

Спровоцировать расстройство могут:

  • Заболевания ребенка, приводящие к дисфункции вегетативной нервной системы;
  • Заболевания ребенка, поражающие головной мозг;
  • Заболевания матери во время беременности;
  • Эмоциональное состояние матери во время беременность;
  • Повышенная нагрузка: физическая, умственная;
  • Проблемы в семье: конфликты между родителями, развод;
  • Слишком большие требования к ребенку в процессе воспитания.

Последняя причина может показаться спорной, ведь воспитание – неотъемлемая часть формирования ребенка. В данном случае важно, чтобы требования родителей были адекватными и осуществлялись в меру.

Когда родители просят от ребенка слишком много, пытаются найти в нем отражение своего нереализованного потенциала и, более того давят на него, ставя слишком высокие планки, результат становится только хуже.

Малыш испытывает подавленность, что непосредственно ведет к развитию нарушений в нервной системе.

Конфликты в семье часто становятся причиной нервных расстройств у детей

Очень важным фактором, который может стать причиной проблем с психикой у ребенка, является несоответствие эмоционального темперамента его и матери. Это может выразиться, как в недостатке внимания, так и в его переизбытке.

Иногда женщина может отметить отсутствие эмоциональной связи с ребенком, она оказывает все необходимые действия по уходу за ним: кормит, купает, укладывает спать, но не желает лишний раз обнять его или улыбнуться ему.

Но и чрезмерная опека родителей по отношению к ребенку не лучший вариант, она также несет риск формирования нестабильного нервно-психического состояния ребенка.

Наличие фобии также может подсказать родителям о возможных проблемах нервно-психического состояния у ребенка.

Виды неврозов в детском возрасте

Невроз у ребенка, как и у взрослого, подразделяется на несколько видов в зависимости от имеющихся симптомов. Нарушения нервной системы у детей могут иметь следующие формы:

  • Нервный тик. Встречается достаточно часто и выражается в виде непроизвольных движений частей тела: щек, глазного века, плеча, кисти руки. Ребенок не может их контролировать, при этом, они возникают в период его волнительного или напряженного состояния. Нервный тик пропадает, когда ребенок чем-то очень увлечен;
  • Заикание. Маленький пациент начинает испытывать трудности с речью из-за судорог мышц, отвечающих за эту деятельность. Заикание особенно усиливается в период волнения или при наличии внешнего раздражителя;
  • Астенический невроз. Причиной данного вида болезни является большой объем нагрузки, которая приходится на психику ребенка. Вследствие этого, он может страдать от частых и резких скачков настроения, повышенной раздражительности и капризности, отсутствия аппетита и чувства тошноты;
  • Навязчивый невроз. Он может выражаться, как в постоянно возникающих мыслях тревожного или пугающего характера, так и в часто повторяющихся движениях. Ребенок может качать, вертеть головой, двигать руками, чесать голову.
  • Невроз страха. Дети только познают окружающих их мир, поэтому некоторые вещи могут их пугать, иногда развивая в них настоящую фобию. Чаще всего страхи заключаются в темноте, громких звуках, высоте, незнакомых людях;
  • Невроз сна. Ребенку тяжело заснуть и он часто мучается кошмарами. Все это приводит к тому, что малыш не высыпается и постоянно чувствует усталость;
  • Истерия. Она возникает на фоне какого-либо эмоционального переживания. Ребенок не может справиться со своими чувствами и пытается привлечь внимание окружающих громко плача, лежа на полу, раскидывая предметы;
  • Энурез. В этом случае невроз выражается в недержании мочи. Но важно учитывать, что данное явление до достижения ребенком 4-5-летнего возраста, может быть не информативным в диагностике психических нарушений;
  • Пищевое поведение. Дети часто выражают повышенную избирательность в еде. Но если этот признак появился неожиданно, то стоит обратить на него внимание. Возможно, ему предшествовало нарушение в психике ребенка. Избыточное потребление пищи также может говорить не только о риске лишнего веса, но и о наличии невроза;
  • Нервная аллергия. Характеризуется тем, что очень сложно определить источник реакции организма.

В зависимости от состояния ребенка, он может испытывать признаки сразу нескольких видов невроза, например, нарушение сна и навязчивые мысли.

К кому обратиться

При появлении признаков психологических и нервных нарушений у ребенка, родители должны обратиться за помощью к врачу. В первую очередь стоит посетить невролога. Именно он сможет определить, какая причина кроется в измененном поведении ребенка и, есть ли необходимость в лекарственной терапии.

Обязательно стоит обратить свое внимание на поиске специалиста, работающего с детской аудиторией

Следующим шагом станет посещение психотерапевта. В некоторых случаях консультация потребуется и родителям, ведь не редко причиной детских невралгических нарушений становятся напряженные отношения между ними. В таком случае помочь разобраться с проблемой может семейный психолог, который будет работать со всеми членами семьи одновременно.

Лечение

Лечение в каждом случае подбирается индивидуально. Оно может включать в себя меры одной или сразу нескольких направленностей: прием препаратов, психологическая помощь, дополнительные процедуры.

Препараты

Медикаментозной терапией лечат детей не всегда. Врач должен на основе результатов диагностики определить, необходимость лекарственных средств. Если ребенок действительно в них нуждается, то ему могут быть показан прием:

  • Успокоительных. Большинство из них имеют растительное происхождение, поэтому не вредят детскому организму. Их действие сводится к снижению эмоционального напряжения ребенка. Они также способствуют нормализации сна;
  • Препаратов, улучшающих кровообращение в области головного мозга. Такие лекарства благоприятно влияют на состояние сосудов, расширяя и обеспечивая их питание;
  • Антипсихотических медикаментов. Необходимы для избавления ребенка от навязчивых страхов и повышенной тревожности;
  • Транквилизаторов. Они также относятся к группе успокоительных лекарств, но оказывают более выраженный эффект. Устраняют эмоциональную напряженность, оказывают расслабляющий эффект. Сон, как правило, становится более глубоким и крепким;
  • Кальцесодержащие комплексы. Они восполняют недостаток этого элемента в организме ребенка, что положительно сказывается на состоянии его нервной системы и работы мозга.

Какой именно препарат необходим ребенку, и в какой дозировке, определяет только лечащий врач. В противном случае, состояние может ухудшиться побочными эффектами от приема лекарств.

Семейная психотерапия

Посещение детского психолога составляет основу лечения большинства нервных расстройств у ребенка. На приеме специалист старается выяснить у пациента, что именно его беспокоит, пугает или заставляет нервничать. В данном случае психолог должен установить максимально доверительный контакт с ребенком. Если есть необходимость, то работа ведется и с родителями.

Помимо работы с внутренним миром ребенка, важно и создать условия для его жизнедеятельности. Он должен иметь нормированный распорядок дня, полноценный сон не менее 8 часов в сутки, здоровое питание, а также сбалансированный объем труда и отдыха.

Народная медицина

Все народные средства, направленные на устранение признаков нервного расстройства у ребенка, заключаются в приеме травяных средств, имеющих успокоительный эффект. Наиболее популярными методами считаются:

  • Настойка из пустырника. Сухую траву заваривают кипятком и процеживают через марлю. Принимают такое средство по 1-2 чайной ложке 3 раза в день. Детям до 7 лет не рекомендуется;
  • Настойка из валерьяны. В данном случае кипятком заливают измельченный корень растения. Процеженное средство пьют по 1 чайной ложке 3-4 раза в день;
  • Отвар ромашки. Сухие цветки заваривают кипятком, а затем настаивают 3 часа. Данный отвар можно пить даже грудничкам. При наличии неврологических нарушений ребенку рекомендуется выпивать до 150 мл в день.

Важно обратить внимание на то, что травы могут вызывать аллергические реакции, поэтому стоит предварительно убедиться в отсутствии их непереносимости ребенком.

Профилактика

Профилактика нервных расстройств  важна не только для детей, уже сталкивавшихся с этой проблемой. Каждый родитель должен осознавать, что психика ребенка не настолько сформирована, как у взрослого человека, поэтому подвержена различным дестабилизирующим факторам.

Для того чтобы не допустить возникновение неврологических расстройств у ребенка, важно соблюдать следующие меры:

  • Прислушиваться к его эмоциям. Важно не пропустить момент, когда он нуждается в поддержке или простом внимании;
  • Оценивать эмоциональный потенциал ребенка. Много внимания – не всегда лучшее решение. У детей также должно быть свое личное пространство;
  • Разговаривать с ним. Не стоит бояться рассказать ребенку о своих чувствах и мыслях. И, конечно, важно научить его давать обратную связь;
  • Наладить доверие. Ребенок должен знать, что родители всегда готовые его выслушать и принять его, даже если он совершил оплошность;
  • Создавать условия для раскрытия его потенциала. Если ребенок имеет тягу к рисованию, то не стоит запрещать ему заниматься этим делом, мотивируя тем, что, например, спорт более интересное занятие.

В целом, родители просто должны научиться любить и понимать свое дитя, и неважно, сколько ему лет, 1 год или 18. Если это сложно сделать самостоятельно, то можно обратиться за помощью к психологическим книгам, семинарам или непосредственно к специалистам в этой области.

Источник: https://MamaZdorova.ru/nervnye-rasstrojstva-u-detej-03/

8 «опасных неврологических симптомов», которые на самом деле — норма

Незрелость нервной системы у ребенка

Детский невролог Анна Островерхова рассказывает о «страшных» неврологических симптомах, с которыми чаще всего приходят на прием встревоженные мамы.

На самом деле, тремор рук и подбородка встречается у 2/3 здоровых новорожденных в первые дни жизни. Он не требует лечения:

♦ если тремор возникает на фоне беспокойства ребенка (при раздевании, доставании из воды, резких звуках или из-за холода);

♦ если прослеживается явная тенденция к его уменьшению (обычно к трем месяцам проходит полностью или явно уменьшается;

♦ если беременность и роды протекали нормально и нет факторов риска поражения ЦНС.

Однако бывают ситуации, когда тремор говорит о поражении центральной нервной системы, так что все-таки лучше проконсультироваться с неврологом.

В большинстве случаев мы сталкиваемся с физиологической мраморностью кожи (синевато-красноватый узор), которая не требует лечения:

♦ если она непостоянна, возникает когда ребенку холодно или жарко (даже при перепаде температуры в несколько градусов);

♦ проходит в комфортной для ребенка температуре;

♦ если ребенок соматически здоров (хорошо ест, набирает в весе, развивается по возрасту);

♦ если есть тенденция к уменьшению мраморности по мере роста малыша (обычно к трем месяцам проходит или исчезает полностью).

Когда мраморная окраска яркая и постоянная (а также присутствуют другие сопутствующие симптомы ЦНС), она действительно может сигнализировать о серьезном заболевании. В этом случае необходима консультация невролога или педиатра.

Многие принимают такое поведение за признак повышения мышечного тонуса, а значит, за поражение центральной нервной системы. На самом деле, всем людям свойственно держать кисти в полусогнутом виде, даже когда они расслаблены.

Действительно, при поражении ЦНС тонус в руках повышается в мышцах-сгибателях, и у таких детей мы видим кисть, зажатую в кулачок.

Однако если мышечный тонус ребенка не мешает активным и полным движениям в суставах, а взрослый может легко раскрыть ладонь малышу, если младенец хорошо хватает предметы и развивается по возрасту, то предположение о повышенном тонусе и поражении ЦНС можно подвергнуть сомнению.

Часто можно услышать, что если ребенок смотрит перед собой и чуть вниз, и при этом над зрачком у него видно белую полоску склеры (наружной оболочки глазного яблока), то у малыша высокое внутричерепное давление. Однако сам по себе симптом «заходящего солнца» не является критерием для постановки диагноза внутричерепной гипертензии. Он может встречаться у здоровых малышей до трехмесячного возраста, это вариант нормы.

Насторожиться следует, если у младенца есть остальные признаки высокого внутричерепного давления: быстрый рост головы, незаращение швов черепа, беспокойное поведение, рвота (чаще утром и не связана с едой), плохой аппетит, свето- и звукобоязнь, ригидность мышц затылка и другие менингеальные знаки, при осмотре офтальмолог описывает застойный диск зрительного нерва и так далее.

Для большинства детей ходьба на цыпочках – это нормальный этап развития. Если ребенок пошел в 9-12 месяцев на носочках (частая ситуация), речи о ДЦП не может быть. Дети с поражением ЦНС вообще не начинают ходить в 9 месяцев.

Ребенок долго засыпает, часто просыпается ночью, у него короткие дневные сны. Некоторые родители склонны тут же заподозрить у него поражение центральной нервной системы и повышенное внутричерепное давление.

В 90% случаев такие нарушения носят поведенческий характер или являются следствием нарушения гигиены сна. Обратите внимание на условия, в которых спит ребенок, и не пренебрегайте режимом.

Это вовсе не признак низкого тонуса и поражения спинного мозга, как иногда пишут на всевозможных форумах. Просто рефлекс опоры уже угас, а осознанно ребенок ноги на опору не ставит, так как еще не понял, что они в принципе у него есть.

Если на УЗИ мозга ребенка (нейросонография) обнаружились увеличенные размеры желудочков, субэпендимальные кисты и так далее, это еще не повод срочно назначать лечение, причем желательно ноотропами или мочегонными препаратами.

Лечить нужно больного, а не бумажку с результатами УЗИ. Если в клинической картине у ребенка все хорошо, он развивается по возрасту, набирает в весе, хорошо ест и спит, то смысла в лечении бумажки нет.

Часто на УЗИ описывают физиологические и самопроходящие изменения (те же субэпендимальные кисты, например) или отклонения в размерах полостей (желудочки мозга), которые укладываются в рамки погрешности самого метода исследования.

Источник: https://deti.mail.ru/article/8-opasnyh-nevrologicheskih-simptomov-kotorye-na-sa/

Синдром гипервозбудимости у малыша до года – в чем его опасность?

Незрелость нервной системы у ребенка

В неонатологии это патологическое состояние носит название: «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость» или определяется как «синдром гипервозбудимости» неонатологом или диагностируется детским неврологом сразу после первой консультации.

Но и многие родители могут заметить, что с малышом «что-то не так» – ребенок плохо спит, постоянно вздрагивает (и не только от пугающих звуков, а и в покое), наблюдается тремор подбородка и ручек, вялое сосание, частые срыгивания с выгибанием крохи и многие другие признаки.

Многие специалисты Европы и в США считают этот синдром пограничным состоянием, не требующим терапии, а наши детские неврологи назначают малышам лечение.

Кто же прав и как вести себя в сложившейся ситуации?

Ведь многие родители занимают такую же позицию – все пройдет само собой и «нечего пичкать ребенка сразу после рождения разной химией….».

В этой статье я хочу разобраться в этой ситуации с точки зрения практикующего врача педиатра.

Что такое синдром гипервозбудимости

Всем известно, что в первые месяцы жизни груднички в большинстве случаев сосут грудь или едят смесь, а затем крепко спят. Но на сегодняшний день все чаще родители предъявляют жалобы на выраженную реакцию крохи на минимальный раздражитель,  малыш постоянно плачет и часто просыпается ночью.

Некоторые родственники, а иногда и сами родители считают это капризами и даже пытаются «не обращать на это внимание» и «не приучать ребенка к рукам». Но это не так: если ребенок не может успокоиться и постоянно плачет – значит, его что-то беспокоит.

Поэтому необходимо разобраться, почему так ведет себя вполне здоровый малыш?

Синдромом гипервозбудимости у детей грудничкового возраста называют совокупность симптомов, которые спровоцированы различными соматовегетативными расстройствами и нервно-рефлекторной возбудимостью.

Это состояние чаще всего возникает в результате перинатального поражения нервной системы различной степени.

Поэтому проявления гипервозбудимости у новорожденного и грудничка нельзя оставлять без внимания – патология в силу действия каких-либо факторов может приобретать неблагоприятное течение  и это может вызвать у ребенка более серьезные расстройства деятельности нервной системы.

Причины

В большинстве случаев главными причинами возникновения синдрома гипервозбудимости считаются:

  • Нарушения процессов формирования и правильного созревания структур нервной системы малыша в период внутриутробного развития, связанные с воздействием различных факторов, особенно дефицит кислорода, питательных веществ и витаминов, а также стрессы и переживания в период беременности.
  • Недоношенность.
  • Патологические и осложненные роды.

После рождения синдром гипервозбудимости могут вызвать нервно-артритический диатез, рахит, прорезывание зубов, травмы или любой болевой синдром.

Чаще всего проявления гипервозбудимости связаны с незрелостью нервной системы и нарушением нервной регуляции и взаимодействия различных органов и систем.

При этом важно знать, что нервная система малыша в грудничковом возрасте:

  • податлива к различным воздействиям как положительным, так и отрицательным;
  • пластична с высокими возможностями к восстановлению.

Потому при легких изменениях и благоприятных условиях происходит самостоятельное восстановление всех нарушенных процессов и проявления этого патологического синдрома постепенно проходят, но постоянное наблюдение невролога в данном случае необходимо.

И все же существуют ситуации, когда изменения в нейронах значительные и/или организм малыша не может самостоятельно справиться с активными процессами возбуждения ЦНС, а нервная система отличается истощаемостью, особенно при выраженной незрелости у недоношенных малышей или выраженных воздействиях в период беременности.

В этих случаях без адекватного лечения перевозбуждение будет усиливаться, а симптомы патологии со временем будут только усиливаться.

Симптомы

Часто родители не обращают внимания на определенные проявления у малыша, и упускается момент ранней диагностики заболевания.

Если знать ранние клинические проявления патологии –  лечение можно начать как можно раньше, а результаты будут оптимистичными или симптомы пройдут полностью.

Признаки гипервозбудимости, которые отмечаются у малыша в первые месяцы жизни:

  • ребенок постоянно плачет без видимой причины;
  • малыш беспокойно спит: отмечаются частые вздрагивания во сне, длительное засыпание, чуткий, поверхностный сон в связи, с чем кроха просыпается от любого шума;
  • отмечается тремор (подбородка, ручек) или спонтанные движения;
  • наблюдается изменение тонуса мышц и симптомы мышечной дистонии, чаще возникновение гипертонуса.

Кроме этих симптомов у ребенка могут наблюдаться различные сбои работы систем организма, связанные с нарушением их нервной регуляции во время плача и беспокойства у малыша наблюдаются:

  • тахикардия;
  • посинение носогубного треугольника;
  • мраморность кожи или наоборот усиление сосудистой сетки;
  • повышенное потоотделение;
  • неустойчивый стул или чередование запоров и поносов;
  • частые и обильные срыгивания.

Поэтому при появлении вышеперечисленных симптомов у грудничка необходимо акцентировать на этом внимание участкового педиатра, обратиться за консультацией к детскому неврологу и пройти дополнительное обследование (при необходимости).

В чем опасность синдрома гипервозбудимости

Важно помнить, что при отсутствии своевременного лечения синдрома гипервозбудимости могут сформироваться:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • неврозы;
  • метеозависимость;
  • тревожные расстройства;
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • задержка речевого развития и/или психического развития;
  • эпилепсия или другие серьезные органические изменения нервной системы, которые маскируются синдромом гипервозбудимости.

Поэтому малыши с различными проявлениями синдрома гипервозбудимости должны постоянно наблюдаться у детского невролога и в полном объеме выполнять все рекомендации врача. Это позволит значительно снизить риск развития осложнений.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/mirmam/sindrom-gipervozbudimosti-u-malysha-do-goda--v-chem-ego-opasnost-5dbbd397fc69ab00acbaf5fb

Признаки неврологии у грудничков: симптоматика заболеваний, на что обратить внимание

Незрелость нервной системы у ребенка

Детские неврологические проблемы являются проблемой современного общества. Отрицательные факторы – неблагоприятная экологическая обстановка, стрессы во время беременности, нерациональное питание, сказываются на состоянии нервной системы младенцев. Неврология у новорожденных, по данным исследований ВОЗ, наблюдается примерно у четырех из пяти младенцев.

Неврология у новорожденных

Особенности детской нервной системы

Нервная система ребенка начинает развиваться еще во внутриутробном периоде. Доктор Комаровский указывает на такие ее основные особенности:

  1. К концу внутриутробного периода нервная система уже полностью сформирована.
  2. Ребенок рождается с незрелой нервной системой.
  3. Развитие ткани головного мозга происходит после рождения.
  4. Мозг новорожденного имеет почти все извилины.
  5. Наиболее зрелым к моменту рождения является спинной мозг.

Обратите внимание! При рождении масса мозга составляет ¼ веса мозга взрослого человека. К концу второго года она достигает 80% от массы взрослого мозга.

Основные рефлексы новорожденных

Апноэ у новорожденных — симптомы прерывистого дыхания

У новорожденных проверяют такие основные группы рефлексов:

  1. Корневой. Если прикоснуться к уголкам губ, то малыш поворачивает головку и открывает рот.
  2. Сосательный. При прикосновении к губам наблюдаются ритмичные движения.
  3. Хватательный. При поглаживании детской ладони пальцы сжимаются в кулачок.

Хватательный рефлекс

  1. Ладонно-ротовой. При надавливании на ладонь малыш открывает рот, наклоняя головку.
  2. Рефлекс Моро. При ударе по поверхности, где лежит грудной ребенок, он разводит руки в стороны, потом делает обхватывающее движение.
  3. Защитный. Если положить ребенка на живот, то он поворачивает голову в сторону.

Симптомы неврологии у грудничков

Непроходимость слезного канала у новорожденных — симптомы закупорки

Неврологическая симптоматика у новорожденных может проявляться в:

  • повышенной нервной возбудимости;
  • дрожании конечностей;
  • частых срыгиваниях;
  • двигательных нарушениях;
  • расстройствах сна;
  • повышениях тонуса мышц;
  • нарушении регуляции внутричерепного давления.

Наблюдаются и признаки заболеваний вегетативной нервной системы:

  • судороги;
  • наличие мраморного оттенка кожи;

Мраморность кожи у новорожденного

  • влажные и холодные конечности;
  • повышенная чувствительность к смене погодных условий.

Появление симптомов неврологии у новорожденных является поводом для немедленного обращения к врачу.

Причины развития патологи

Косоглазие у ребенка — причины, симптомы, методы исправления недуга

Основными причинами развития неврологических заболеваний у малышей являются:

  • родовая травма;
  • кислородное голодание;
  • осложненные роды;
  • токсикоз женщин во время беременности;
  • неблагоприятная наследственность.

Основные виды заболеваний

Вот какие неврологические заболевания бывают у новорожденных чаще всего:

  1. Гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы. Оно развивается на фоне гипоксии плода во время беременности.

Опасно! Тяжелое кислородное голодание плода повышает риск нарушений интеллекта, детского церебрального паралича или судорожного синдрома.

  1. Родовые травмы. К ним относятся все неврологические расстройства у новорожденных, появившиеся после прохождения ребенка по родовым путям.
  2. Гидроцефалия. Это избыточное накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга. Заболевание приводит к деформациям черепа.

Гидроцефалия

Когда можно заметить нарушения

Если подозревается неврология у грудничков симптомы ее могут проявляться уже с первых недель жизни. Уже в это время можно заметить:

  • отсутствие сосательного рефлекса;
  • отсутствие защитного рефлекса;
  • угнетение реакции автоматической ходьбы;
  • отсутствие зажимания предмета или пальца;
  • асимметричность рефлекторного ответа в ногах;
  • патологическое выпирание родничка.

До года можно заметить такие признаки неврологии у грудничков:

  • мраморность кожи, наличие полос на ней (этот симптом является физиологичным в первые годы жизни);
  • ускоренный рост головы;
  • косоглазие.

К чему приводит промедление

Неврологические проявления у новорожденных не всегда бывают ярко выраженными. Иногда заметить развитие серьезного заболевания может только врач. Опасность игнорирования симптомов неврологических заболеваний в том, что они приводят к прогрессированию патологий.

Ряд проявлений неврологического заболевания требует немедленного врачебного вмешательства.

Невролог для грудничка

Осмотр ребенка детским неврологом необходим для оценки общего состояния малыша и сбора анамнеза. Врачу во время приема важна такая информация:

  • какая по счету беременность, и не было ли у матери вредных привычек;
  • наличие заболеваний во время беременности;
  • была ли угроза ее прерывания;
  • не было ли токсикоза.

При общем осмотре ребенка до года оцениваются:

  • форма и размер черепа;
  • размер большого родничка;

Родничок у ребенка

  • аномалии развития ушных раковин, глаз.

Важно! Детский невролог должен осматривать ребенка в возрасте 1, 3, 6 мес. Если малыш развивается без отклонений, то следующий осмотр на предмет симптомов заболеваний по неврологии у детей до года должен произойти в 12 месяцев. В случае отклонений в развитии невролог для грудничка должен вызываться каждый месяц.

Также особое внимание уделяется безусловным рефлексам. После 3, максимум 4 месяцев они должны постепенно угасать. Наличие неврологических симптомов у младенцев, связанных с патологическими безусловными рефлексами, является поводом для госпитализации в детское отделение.

При достижении одного месяца

Невролог следит, появились ли у ребенка характерные признаки, свидетельствующие о нормальном развитии. В одномесячном возрасте карапуз должен удерживать на короткое время головку, лежа на животике, фиксировать взгляд на ярком предмете или лице матери. В этом же возрасте младенец начинает гулить.

При достижении трех месяцев

Невролог фиксирует, как в трехмесячном возрасте ребенок может длительно удерживать голову. Он начинает самостоятельно переворачиваться на спину, хватать игрушки в руки и рассматривать их.

В полугодовалом возрасте

В это время ребенок способен откликаться на имя, различать своих и чужих, активно лепетать, становиться на четвереньки. Также он пытается садиться. Невролог должен следить за всеми изменениями.

Дети постарше

К 9-месячному возрасту врач должен зафиксировать такие изменения:

  • малыш может стоять, держась за опору;
  • приседать;
  • выполнять самые простые просьбы.

Диагностика заболевания у грудных малышей

Для диагностики новорожденного невропатолог применяет такие исследования:

  1. Допплерографию. Она позволяет визуализировать работу сосудов головы, шеи.
  2. УЗИ сосудов.

УЗИ сосудов ребенку

  1. ЭхоЭГ. С ее помощью регистрируют электрическую активность головного мозга.
  2. Компьютерная или магнито-резонансная томография позволяет получить полную картину работы мозга.

Детские болезни нервной системы следует диагностировать и лечить как можно раньше. Только так развитие ребенка будет полноценным. Промедление с началом лечения неврологии у младенцев вызывает серьезные осложнения.

Источник: https://kpoxa.info/zdorovie-pitanie/nevrologiya-novorozhdennyx-simptomy-otklonenij.html

Советы врачей
Добавить комментарий