Почему крестят на 40 день после рождения

Когда лучше крестить ребенка после рождения?

Почему крестят на 40 день после рождения

› От рождения до 1 года ›

Для одних крещение является данью моде и традициям, другие связывают его с духовным рождением маленького человека для жизни с Богом, кто-то крестит младенца под давлением верующих родственников, не желая их обидеть.

Родители приходят к этому событию по разным причинам и стараются соблюдать общеустановленные правила.

Когда крестить ребенка после рождения в соответствии с церковными канонами? В каких случаях православная церковь не рекомендует крестить новорожденного?

Когда нужно крестить ребенка после рождения?

Доводы за раннее крещение:

  • новорожденные малыши в первые недели жизни не пугаются, когда их на руки берет кто-то кроме родителей (священник, крестные мама или папа);
  • дети легче переносят погружение в купель с водой, поскольку у них сохраняются внутриутробные рефлексы, связанные с задерживанием дыхания.

Почему желательно выдержать 40-дневный период и не крестить ребенка раньше:

  • Женщине следует восстановиться после родов. Такое важное мероприятие, как крещение малыша, выматывает не только психологически, но и физически.
  • Совсем маленький ребенок нуждается в защите, его необходимо оградить от воздействия вредных факторов и стараться не водить в места массового скопления людей.

Когда можно и когда нельзя крестить ребенка после рождения согласно традициям православия?

Православная церковь не выдвигает жестких требований о сроках крещения младенца. Однако это таинство имеет огромную духовную ценность, и тянуть с процедурой не следует, лучше крестить малыша до достижения годовалого возраста.

По общему правилу крещение должно проходить на 40-й день жизни ребенка. Эта дата значима и с религиозной точки зрения, поскольку в ветхозаветной церкви младенца приносили в храм именно на 40-й день, после чего читалась молитва над молодой мамой, которая его родила.

Женщина не должна участвовать в церковных таинствах до истечения сорокадневного периода после родов. Такое правило не лишено здравого смысла и связано в том числе с физиологическими особенностями женского организма в послеродовом периоде. Новоиспеченная мама должна отдать все внимание и силы малышу и следить за состоянием собственного здоровья.

Если 40-й день после родов выпадает на будни, а участвующие в таинстве члены семьи и будущие крестные свободны только в выходные, разрешено перенести дату крещения на ближайшее воскресенье. Крестины могут быть назначены и на более поздний срок, если так сложились обстоятельства.

Когда новорожденный малыш серьезно болеет, родные стараются крестить его как можно раньше. Священник по договоренности может посетить больничное учреждение, в том числе реанимацию. Мамам и папам не возбраняется крестить малыша самостоятельно, если больничные правила не позволяют допускать в палату священнослужителей и других посторонних лиц.

С древних времен сохранилась традиция крестить ребенка на 8-й день после появления на свет. Так крестили новорожденного Христа. Однако важно помнить о том, что процедура пройдет в таком случае без матери, поскольку без очистительной молитвы до 40-го дня с момента родов ее нельзя пускать в храм.

Согласно законам православия, младенчество у детей длится до 7-летнего возраста. Считается, что такие малыши еще не могут отвечать за совершенные деяния и могут причащаться без исповеди. Священнослужители поясняют, что некрещеные дети не свободны от первородного греха. Они не могут праздновать День Ангела, за них нельзя молиться в стенах церкви, только дома.

Когда родители приняли решение крестить ребенка, запрещать им это делать никто не вправе. Однако если мама и папа не готовы стать христианами, взяв на себя определенную ответственность, и пришли в церковь не по велению сердца, а по принуждению окружающих, лучше отказаться от подобной затеи и перенести ее на неопределенный срок.

Через сколько месяцев после рождения я крестила своего ребенка, и как это нам помогло? Опыт бывалой мамы

Марина, 34 года, Новосибирск:

«Я всегда скептически относилась к церкви, а верующие люди казались мне глупцами. После рождения долгожданной дочурки наши с мужем родители просто настаивали, чтобы мы ее покрестили.

Я не хотела, потому что была зима, да и в целом не видела в этом необходимости. Но все же пришлось это сделать, чтобы не обижать бабушек и дедушек.

Крестили малышку в полтора месяца, священник меня заверил, что вода в купели теплая, и мне не о чем беспокоиться.

Когда дочери исполнилось 4 года, у нее обнаружили двустороннюю пневмонию. Кашель был такой силы, что я думала, как бы она не выплюнула свои легкие. Мы лежали с ней в больнице 2 недели, а терапия не давала никакого результата. Врачи разводили руками и говорили, что не знают, как поведет себя ее организм дальше, ведь на лекарства она не реагирует.

В тот самый момент я начала молиться за свою малышку. Ведь мы ее крестили, и Бог должен был обязательно повернуться в нашу сторону. Я повесила ей на шею ее крестик, который все это время лежал в шкатулке.

Муж привез из Киево-Печерской Лавры икону-целительницу Божией Матери, я молилась каждый день утром и вечером. Давала пить доченьке святую водичку, мазала ее лобик.

При этом она продолжала принимать лекарства, ей делали уколы.

После трех недель пребывания в инфекционке лечащий врач сказал, что ничего не помогает, но можно попробовать пенициллин.

Удивительно, но самый простой препарат, который обычно используется при неосложненной пневмонии и неэффективен в тяжелых случаях, начал помогать. С каждым днем был заметен прогресс.

Нас выписали через 2 недели после начала пенициллинотерапии. Дочь не кашляла и вообще не жаловалась ни на какие симптомы.

С тех пор я впустила веру в свою жизнь. Я считаю, что есть сила Всевышнего, которая наш помогла и помогает все время.

Священник, который крестил нашу малышку, основал православный приход, мы с мужем и другими прихожанами с удовольствием помогаем и физическим трудом, и материально.

Я слышала там немало историй, когда крестили уже заболевших деток, и они выздоравливали. Когда выхода, казалось бы, не существует, обращайтесь к Богу, он поможет.»

Крестить ребенка до года или нет, решают его родители. Они не обязаны это делать и не будут наказаны церковью, если обстоятельства не позволяют пройти через таинство крещения в рекомендуемые сроки. Малыш, окруженный заботой и любовью мамы и папы, находится под самой мощной защитой, даже если он не крещен в младенческом возрасте.

Источник: https://RodaRadi.ru/semeynyi-dosug/kogda-luchshe-krestit-rebenka-posle-rozhdenija/

Почему детей крестят на 40 день?

Почему крестят на 40 день после рождения

  Почему детей крестят на 40 день, объясняется еще той традицией, которая была у верующих людей еще в ветхозаветные времена. По обычаю на сороковой день родители приносили жертву Богу в благодарность о даровании им ребенка.

В Священном Писании Нового Завета есть повествование о том событии, которое сейчас празднуется Православной Церковью как праздник Сретения Господня. На сороковой день после Рождества Христова Пресвятая Богородица и старец Иосиф принесли младенца в храм.

Они также должны были принести жертву благодарения Богу в виде двух горлиц или в виде двух птенцов голубиных. В храме их встретил старец Симеон. Этому старцу было обещано Богом, что он не увидит смерти до тех пор, пока не встретит Спасителя.

Благочестивый святой старец взял на руки младенца и произнес слова, которые и сейчас часто используются во время богослужения. Он сказал: «Теперь отпускаешь раба Твоего, Владыка, как Ты обещал, с миром. Так как мои глаза видели спасение Твое, которое Ты приготовил для всех людей. Свет для просвещения народов и славу людей Израиля.

Эта молитва имеет очень глубокий смысл, и как прямое, так и иносказательное содержание. Слово «Сретение» значит встреча. В этот момент произошла символическая встреча Ветхого и Нового Завета. Представителем Ветхого Завета был старец Симеон, а Нового Завета – Богомладенец Иисус. После встречи с Господом Старец Симеон мирно почил в возрасте триста восьмидесяти лет.

  Традиция крещения детей на 40 день не является церковным каноном. Крестить ребенка можно как до истечения этого промежутка времени после его рождения, так и после. Все зависит от тех конкретных обстоятельств, в которых находится ребенок и его семья.

Почему детей крестят в младенчестве?

  То, почему детей крестят в младенчестве, является естественным проявлением воли верующих родителей. Известно, что за человека, принявшего Таинство святого Крещения, можно молиться в церкви, подавать за него записки. Крещеный человек может участвовать в церковных Таинствах.

Для верующих родителей, которые сами являются членами Церкви Христовой, весьма естественно и закономерно пожелать приобщить своего малыша к духовной сокровищнице православной веры как можно раньше.

Основанием для того, чтобы крестить ребенка в младенческом возрасте служит также тот факт, что у разных людей может быть разное состояние здоровья. Даже если на физическое состояние младенца в данный момент нет жалоб, в жизни могут происходить разные ситуации.

Если ребенок будет крещен в младенчестве,  на 40 день или не на много позже, тогда есть основание полагать, что семя благодати, которое находится в его душе с момента Крещения, будет иметь больше времени на то, чтобы прорасти и дать хорошие плоды.

Почему надо крестить детей?

  В наше время встречаются такие еретические учения, которые не соответствуют канонам Православной Церкви. Люди, подвергнутые соблазнам этих учений, задаются вопросом, почему надо крестить детей.

Они думают, что если ребенок сам не в состоянии осознать того, что с ним происходит, то его Крещение надо отложить на тот момент, когда он сам сознательно сможет исповедать свою веру. В Православной Церкви отношение к Таинству Крещения является очень серьезным. Все понимают, что новорожденный малыш осознать происходящее с ним событие в полной мере не может.

Поэтому для совершения Крещения требуется в обязательном порядке наличие крестного отца и крестной матери или хотя бы одного из крестных родителей. Восприемник или восприемница дают обещание Богу от имени ребенка хранить верность Христовым заповедям, и отказываться от всех лукавых слов, мыслей и поступков.

Перед лицом Бога крестные несут ответственность за христианское воспитание вверенного им ребенка. В Священном Писании есть много косвенных свидетельство того, что дети принимали Крещение. Господь благословлял приходивших к Нему детей. Образ чистоты и непосредственности ребенка Он часто приводил в качестве примера для подражания.

Если ребенок не понимает того, что ему хочется кушать, спать, бывать на свежем воздухе, и выражает это через свой плач и крик, это не значит, что он не нуждается в вышеперечисленном. Тоже самое касается и его душевных потребностей.

Для души человека важно участвовать в Таинстве Причащения, иметь ту благодать, которая сообщается в Таинстве Крещения, душу ребенка нужно ограждать молитвой и крестным знамением. Родители не хотят лишить своего малыша пиши и пития для тела. Почему же  некоторые люди задаются вопросом о необходимости Крещения детей.

Душу ребенка нужно питать благодатью Божией еще в то время, когда он находится во чреве матери. Беременным женщинам нужно почаще приступать к Таинствам Исповеди и Причастия, тогда их малыш будет питаться благодатью и возрастать во славу Божию. После рождения ребенка желательно крестить его в младенческом возрасте и как можно раньше приучать к церковной жизни. Конечно, все нужно делать постепенно и с рассуждением, но лишать ребенка божественной благодати ни в коем случае не стоит.

Почему беременным нельзя крестить детей? Так ли это?

  Некоторые спрашивают, почему беременным нельзя крестить детей. На самом деле беременные женщины по церковным канонам никак не отличаются от тех женщин, во чреве которых нет ребенка, они также имеют право быть крестными матерями. Есть только ограничения для беременных женщин, которые себя очень плохо чувствуют.

Возможно, им нужно отложить участие в Таинстве Крещения до того момента, пока не будет облегчения их физического состояния. Они должны заботиться не только о крестном ребенке, но в первую очередь о том малыше, который находится в их утробе. Все особенности нужно оговорить будущей крестной маме с родителями малыша.

Но по этому вопросу нужно знать твердый ответ, который заключается в том, что беременным женщинам можно быть восприемницами или крестными мамами. Когда крестить ребенка, нужно договориться с родителями малыша в зависимости от вашего физического состояния.

Если крестная мама беременна, но замечательно себя чувствует, тогда Крещение ребенка лучше не откладывать.

Ксения Орабей, теолог-религиовед

Источник: https://kreshchenie.ru/articles/pochemu-detey-krestyat-na-40-den/

Обязательно ли православным христианам проходить обряд «воцерковления» и читать молитву матери на сороковой день после родов?

Почему крестят на 40 день после рождения

Отвечает иерей  Андрей Чиженко.

В церковной богослужебной практике такой обряд получил название «Молитвы жене родильнице (родившей. – Прим. авт.), по четыредесяти дней», т. е. после сорока дней после родов. В данный обряд включены также молитвы на благословение ребенка роженицы и воцерковление (введение или внесение отрочати либо младенца в храм).

Действительно, данный обряд – это не Таинство. Но вспомним слова Спасителя, сказанные Им перед тем, как святой Иоанн Предтеча должен был Его крестить: «…оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Т. е. Сын Божий хоть и не должен был, но исполнил все повеления Бога Отца, данные ветхозаветной Церкви.

Не значит ли это, что и нам, православным христианам, следует исполнять всякую Божественную правду, данную новозаветной Церкви? Конечно, мы должны следовать примеру Господа нашего Иисуса Христа, ведь все Таинства и обряды Православной Церкви – это лестница на Небо. Они предназначены для нашего спасения.

Здесь нужно с Божьей помощью сказать, что Церковь, как любящая Мать, стремится освятить благодатью Святого Духа все этапы жизни человека, начиная с рождения и не заканчивая уже никогда.

Если мы рассмотрим внимательно то, что сегодня можно именовать Таинством Крещения, получится некий соединенный воедино сплав из двух Таинств – Крещения и Миропомазания и нескольких обрядов (наречение имени, молитвы оглашенных, помазывание елеем, измовение, пострижение волос, часто молитвы матери и так называемое воцерковление).

Сейчас в виду удобства это все соединено в единый сплав, длящийся по времени около одного часа. Но не так было в древней Церкви… Существовал целый период постепенного погружения в дивный мир веры, в Церковь, если хотите, ребенка, его семьи, восприемников и родственников. Их вхождение в духовное Небо на земле – в Церковь Божию.

Фактически оно и было, и осталось непрекращающимся никогда паломничеством-путешествием к Богу – лестницей на Небо.

Мне очень нравится меткое и образное выражение игумена Нектария (Морозова): «Воцерковление – это это как бы врастание человека в организм Церкви, превращение из христианина номинального в христианина реального, вхождение в ее жизнь настолько глубокое, что эта жизнь становится в полной мере и его жизнью».

Это выражение показывает нам, что и крещение, и воцерковление – это не просто формальность, не просто слова и штамп некий. Нет. Это живой процесс соединения каждого конкретного человека с Церковью Христовой и с Самим Богом, насколько это вообще возможно для человека. Это реальная дорога в рай, во спасение для каждого из нас. И нам нужно только стараться с Божьей помощью по ней идти!

Итак, вернемся к древней Церкви. В самый первый день, когда жена родит ребенка, к ней призывался священник, который благословлял ее и дитя, читал определенные молитвы. В них он молился об исцелении роженицы, о прощении ее грехов, об ограждении от лукавых духов и болезней младенца.

Позже, в советское время, конечно, этот обряд практически вышел из употребления, так как священники просто не допускались в роддом. Но молитвы (назовем их молитвами первого дня) можно читать и сейчас. Можно и сегодня договориться с врачами и с батюшкой, чтобы его впустили в роддом, в палату для чтения над мамой и ребенком данных молитв.

Многие священники читают эти молитвы для своих матушек и новорожденных чад.

На восьмой день (библейская ветхозаветная традиция; Богомладенца Иисуса нарекали в восьмой день (Лк. 2:21)) младенца приносили в храм, и  священник нарекал ему имя. В требнике есть «Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осьмый день рождения своего».

Далее если мы внимательно вчитаемся в чинопоследования требника, то увидим, что сотворение оглашенного, помазывание елеем, Таинство Крещения, Таинство Миропомазания почти везде имеют начальный священнический возглас и отпусты. Это свидетельствует о том, что все эти чинопоследования дробились и совершались один за другим в разное время.

К примеру, измовение и пострижение волос производилось на восьмой день после Таинства Крещения. Данное действо было связано с тем, что крещения в древней Церкви очень часто происходили перед Пасхой. И на протяжении всей Светлой седмицы новопросвещенный (только что крестившийся человек) должен был посещать все пасхальные богослужения суточного круга.

На них (или сразу после них) в храмах происходили мистагогии – тайноводческие проповеди, подготавливающие верующих к участию в жизни Церкви, и особенно в Таинстве Евхаристии.

Мистагогии проводились обязательно после совершения над человеком Таинства Крещения, так как считалось, что только благодать Святого Духа, преподанная новопросвещенному в Таинстве Крещения, открывает ему разум, сердце и душу для понимания-вхождения в Таинство Причащения.

Восьмой же день также имел свою символику. Шесть дней Господь творил мир, в седьмой день почил от трудов Своих. А восьмой день – это новая эра. Время Второго пришествия Христова, время нового мира, нового горнего града Иерусалима.

Поэтому приведение в храм (часто по завершении Светлой седмицы, на Антипасху (от крещений, которые часто происходили в Великую Субботу, как раз на восьмой день)) новопросвещенного для измовения и пострижения власов символизировало то, что он, крестившись, входит в вечность, в новый мир, в духовное Небо.

Сейчас все эти Таинства и обряды соединены, как правило, между собой в единое целое. Но их духовного смысла мы, конечно, не должны терять.

Что касается воцерковления. Оно совершается на сороковой день после рождения. Можно и позже. Традиция сорокового дня также библейская. Именно на сороковой день Пресвятая Богородица, праведный Иосиф Обручник принесли в Иерусалимский храм Богомладенца Христа, как то предписывал закон Моисея.

Поэтому и мы, следуя примеру Спасителя и Святого Семейства, совершаем обряд воцерковления именно на сороковой день. Разрешено позже, но не раньше. Биологически это связано с очищением материнской утробы от родов: выхождение плаценты, вод, крови и пр. Литургически: после прохождения обряда воцерковления женщина допускается к причащению Тела и Крови Христовых.

До этого, в принципе, она не может причащаться. Только ввиду страха смертного (тяжкой болезни или под угрозой смерти) разрешено женщине причаститься без воцерковления. Еще одна особенность: если мать неверующая или умерла уже, то тогда обряд воцерковления можно провести только с ребенком. При этом исключаются молитвы матери.

Воцерковление над человеком производится только один раз в жизни. Для матери, понятно, возможно повторение, в случае рождения ею на протяжении жизни детей.

Сам обряд воцерковления условно можно разделить на две части.  В первой перед обрядом мать и ребенок поставляются в притворе храма, куда к ним выходит священник в фелони и с крестом.

Конструктивно эта часть состоит из обычного начала «Благословен Бог наш по «Отче наш». Через несколько молитвословий священник читает молитвы для матери и для ребенка.

Примечательно, что в пояснениях к обряду пишется, что в определенный момент мать должна приклонить свою голову с младенцем «вкупе», т. е. с церковнославянского – «вместе»,  прикоснувшись своей головой к голове ребенка.

Это обозначает, что сейчас жизнь матери и ребенка словно бы соединена в единое целое, в единую жизнь, собственно, как и жизнь всей их семьи.

Во время данного преклонения священник кладет крестное знамение на главе ребенка. Молитвы над матерью имеют преимущественно очистительный и разрешительный характер.

Священник просит, чтобы Господь очистил роженицу от скверны и греха и сподобил ее причащения Святых Христовых Таин. Молитвы над ребенком в основном благословляющие.

Пример из чина воцерковления: «И от нея рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобромудрстви…».

Вторую часть чинопоследования привожу цитатой из Настольной книги священнослужителя:

«…Священник, взяв ребенка на руки в притворе храма, изображает им крестное знáмение пред входом в храм и возглашает:

‟Воцерковляется раб Божий (раба Божия, имярек) во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”.

Новокрещеный вступает в Церковь, а через нее в Новую Жизнь, в Царствие Божие.

Внеся его в храм, священник произносит:

‟Внидет в Дом Твой, поклони΄тся ко храму Святому Твоему”.

Войдя в храм, новокрещеный погружается в духовную стихию непрестанной радости, мира, любви и хваления. Остановившись посреди храма, священник возглашает: ‟Воцерковляется paб Божий (имярек)! Посредé Церкве воспоет Тя”.

Приблизившись к Святая Святых – алтарю, священник, держа младенца лицом к нему, вновь произносит:

‟Воцерковляется раб Божий (имярек)”.

Здесь, у Престола Всевышнего, и должна исполниться вся его жизнь.

Далее младенец мужского пола вносится в алтарь через северную дверь и обносится вокруг престола через Горнее место. Ребенок приносится Богу и поклоняется Ему. (Прикладывать младенца к престолу или жертвеннику, как это делают в отдельных приходах, ни в коем случае не следует.) При этом священник произносит песнь Симеона Богоприимца:

‟Ныне отпущаеши раба Твоего (рабу Твою), Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко ви΄деста очи мои спасение Твое…”

Воцерковление заканчивается обычным отпу́стом, после чего бывает целование Креста. Этот заключительный обряд можно соотнести с ‟крещальной процессией” в древней Церкви, приспособленной к обстоятельствам Крещения младенца, во время которой новокрещеные с возжженными свечами шествовали из баптистерия в храм для участия совместно со всей общиной в Таинстве Евхаристии».

Примечательно, что в требнике написано: перед отпустом воцерковления священник «полагает е (т. е. младенца. – Прим. авт.) при дверех жертвенника (Царскими вратами – Прим. авт.). И тако восприемник поклонився трижды, вземлет е, и исходит».

Интересно об этом написано в вышеупомянутой Настольной книге священнослужителя: «Указание Требника ‟И no сих полагает е (младенца) при двéрех жертвенника…

” не следует понимать буквально, так как в греческом оригинале в этом месте стоит слово ‟тифиси”, которое может быть переведено и как ‟поставляет”.

 Тем более что положить на пол только что крещенного и миропомазанного младенца значило бы унизить эти два великих Таинства. Следует передать его на руки матери, уже стоящей к тому времени у Царских врат».

Еще одна литургическая тонкость. Нужно с Божьей помощью ответить на вопрос: почему  чинопоследование воцерковления стоит в требнике перед крещением? На этот вопрос ученые-литургисты отвечают следующим образом.

Вполне возможно, что первая часть обряда, о которой мы упомянули выше, действительно совершалась над матерью и ребенком до Таинства Крещения, а вторая часть – уже после Таинства Крещения.

Первоначально первая и вторая часть были независимыми, отдельными друг от друга обрядами, которые позже слились воедино.

И теперь в большинстве случаев это соединенное воцерковление совершается после Таинства Крещения.

А мы, дорогие братья и сестры, возрадуемся, что Мать-Церковь так полно и глубоко принимает нас в Свои объятия, соединяя со Христом. Будем стараться относиться к православным Таинствам и обрядам не просто как к дани доброй дедушкиной традиции, но как к этапам и источникам спасительной жизни во Христе.

Ибо они и есть теми каналами, через которые мы получаем благодать Божию, животворящую и воскрешающую нас.

Иерей Андрей Чиженко

Источник: https://pravlife.org/ru/content/obyazatelno-li-pravoslavnym-hristianam-prohodit-obryad-vocerkovleniya-i-chitat-molitvu

Советы врачей
Добавить комментарий